Поминальная страва: блины

Аватара пользователя
Archangelus
Администратор
Сообщения: 16205
Зарегистрирован: 10 сен 2016, 20:02
Репутация: 10
Откуда: Russia
Направление практики: Руническая Магия и Мантика , Таро
Контактная информация:
Статус: Не в сети

#1

Непрочитанное сообщение Archangelus » 18 июл 2017, 18:22

Поминальная страва: блины

Блины — блюдо, обрядовое использование которогоизвестно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянскихземлях сходную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) илизерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти ипотустороннем мире: блины посвящают умершим, символически «кормят» ими душипредков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредникамимежду миром живых и потусторонним миром мёртвых выступают лица, являющиесяоткуда-либо «извне»: нищие, странники, колядовщики, которым раздают блины.Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту,чучелу Масленицы, Морозу и др., а в эпоху двоеверия — Христу, св. Власию и др.Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин, а также блин, испечённыйпоследним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — солёный блин.

На похороны и поминки блины пекут как поминальноеблюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят горку блинов, истарший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладёт на окно длядуши покойного. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, нережут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались душиумерших. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинамипоминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. Также поминальные блиныразносят по домам родных и соседей с просьбой помянуть усопшего. На следующийдень после похорон или поминок носят завтрак покойному, тоже оставляя блины намогиле.

Блины пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальныедни, а также в Кологодные поминальные («родительские») праздники: на КраснуюГорку, Радуницу (Вешних Дедов, а в эпоху двоеверия — на Фоминой неделе), наОсенних Дедов (в эпоху двоеверия — в Дмитровскую субботу) и т.д. Считалось, чтокто печёт блины на поминки, тот печётся о насыщении души умершего. В Белоруссииблины пекут на Дедовы поминки — чтоб Дедам (предкам) «пара пошла». Блиныиспользуют и как оберег от мёртвых, которые часто являются во сне. Для этого сгорячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.

Блины на Масленицу — повсеместное угощение, главнымобразом, у русских. Круглая форма блинов напоминает Солнце, которое о сию поругода начинает «входить в силу». Блины пекут всю неделю. Первый блин посвящаютВелесу (в эпоху двоеверия — святому Власию) или умершим. Его кладут «родителям»на слуховое окно, на крышу или могилу, на Божницу в Красный угол, дают нищим впамять о предках или съедают за упокой усопших. В Масленичное «прощёноевоскресенье» или в шесток ходят с блинами на кладбище «прощаться с родителями».В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы (Морены). В эпохудвоеверия блины пекли также на Вознесение. Их называли «Христу онучи»,«Христовы (или «Божьи») онучи». Их пекли на счастье, брали с собой в поле.Наряду с другими видами хлеба блины пекут и на Коляду. Первый блин в Сочельникдают овцам — от мора, скоту отдают остатки блинов и Колядной кутьи. НаканунеКоляды хозяин с кутьёй и блинами выходит звать Мороз на ужин. Блины такжеспециально пекут для колядовщиков. Блины бывают составной частью угощения вначале жатвы и на Спожинки.

Разнообразно использование блинов на свадьбе. Угощениеблинами на обручении и в канун свадьбы наиболее характерно для северо-восточнойРоссии. Блины накануне свадьбы могут иногда приобретать функции, родственныетем, которые они имеют в похоронно-поминальной обрядности: угощение блинамисопровождается в некоторых местах символическими «похоронами» невесты илиупоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы «умереть» как девушка,чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве. После брачной ночи молодых кормятблинами, совершают шуточный обряд «блин продолбить», призванный обеспечитьчадородие невесты, устраивают «блинный стол», мать невесты присылает блины квыходу молодых из бани. Повсеместно у русских тёща угощает зятя блинами в концесвадьбы. Во время угощения невеста старается вырвать у жениха первый блин,чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блина судили одевственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин,прокусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил тёщедырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела».В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы печёт блины и угощает имимужа и гостей, иногда устраивают шуточную продажу невестиных блинов.

С блинами девушки гадают о замужестве, чаще всего наЗимние Святки (обычно для этого используют первый или солёный блин, от которогооткусывают все гадальщицы): с блином под мышкой, за пазухой или на головевыбегают или выезжают на кочерге на улицу и дают его первому встречномумужчине, узнавая его имя; оставляют его на перекрёстке «жениху на вечеринку»;наступив на него ногой, слушают на мусорной куче: откуда залает собака, оттудаожидается жених и т.п. Иногда на Осеннее Сварожье[55]девушки пекут блины и поют песни, содержащие пожелание найти хорошего жениха.

Символика блинов в фольклоре, как и в обрядах,связывает их со смертью и с небом как Иным миром. Так, в сказке старик лезет нанебо и видит там избушку из блинов. Тот же мотив отражён в поговорке про избу:«Блинами промшить, лепёшками покрыть». В сказке Солнце на небе печёт на себеблины (ср. украинскую поговорку: «Вона своiм носом чуе, як на небi блиныпечуть»). В подблюдных песнях блины предвещают смерть (Мара-Смерть несёт блинына блюде). В заговоре от икоты её отсылают туда, где пекут блины: «там блиныпякуть, табе дадуть», подобно тому как оставляют их покойнику на поминках. Взагадке блин в масле на сковороде сравнивается с рыбой, с которой их роднитиспользование в качестве поминального угощения: «Берега железны, вода дорога,рыба без костей».

С печением блинов связан ряд бытовых предписаний изапретов. Так, посторонним запрещается смотреть, как пекут блины, иначе они незададутся. У белорусов пекущего блины приветствуют: «Скачком блiны!» А в ответна это говорят: «Тарчком з iзбы!» Выпекая первый блин, зовут покойных родныхесть блины. Иногда первый блин перед обедом дают молодому домашнему животному,а последний оставляют на сковороде и после обеда скармливают матери этогоживотного. Одолженную под блины сковороду возвращают не пустую, а с последнимблином, причём держат её не голыми руками, а сковородником. В Полесье в эпохудвоеверия запрещалось печь блины в Великий пост (а иногда и на Пасху, на Новыйгод, в Петровский пост) во избежание засухи.
E-mail: archangelus@club-magia.ru доп 79374039987@yandex.ru
Набор в школу Рунической Магии: http://club-magia.ru/viewtopic.php?p=7462#p7462
Личный кабинет: http://club-magia.ru/viewforum.php?f=326
Набор в школу Денежной Магии: http://club-magia.ru/viewtopic.php?p=15290#p15290


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Новое сообщение «Лад в семье». Шепоток на блины
    Archangelus » 25 апр 2017, 09:24 » в форуме Общие обряды и ритуалы
    0 Ответы
    97 Просмотры
    Последнее сообщение Archangelus
    25 апр 2017, 09:24

Вернуться в «Праздники и традиции»