Второй атт, названный аттом Хагала, по первой руне содержит восемь рун, описывающих структуру Мира, разделенного на три основных яруса – Верхний Мир, Средний Мир и Нижний Мир. Трехъярусная система мироздания присутствуют в большинстве духовных учений народов мира. В так называемых мировых религиях эта система приобрела значение «хорошего места», куда попадают после смерти праведники, что соответствует Верхнему Миру, «плохого места» куда попадают после смерти грешники, что соответствует Нижнему Миру и «места где живут люди», что соответствует Среднему Миру. Если смотреть более обширно, понимание «хорошего» и «плохого», «правильного» и «неправильного», «истинного» и «ложного», по отношению к этим трём ярусам меняется от традиции к традиции. И это неудивительно, ведь эти понятия субъективны и придуманы людьми. Однако наша цель не выявить несуществующую объективную истину, а понять саму суть разделения.
Если говорить конкретно о Северной Традиции, то нигде напрямую не сказано, что миры делятся на три основных яруса. Однако я считаю, что мы вполне имеем полное право так говорить. Ведь по Северной Традиции девять миров лежат на Иггдрасиле – Мировом Древе, то есть по сути на «стержне» Мира. Если посмотреть на строение дерева, мы можем выделить три основных элемента: корни дерева, ствол и крона. Соответственно корни дерева являются Нижним Миром, ствол – Средним, а крона – Верхним. В любом случае, так это или нет, каждому придется решать самому, ведь никаких источников на такое утверждение не найдено, также как и опровержений.
Итак, рассмотрим второй атт с точки зрения описания структуры Мира.
В разных работах вы найдете разные описании Мирового Древа: кто-то говорит, что Мировое Древо описывает руна Альгиз, кто-то – что это руна Эйваз. С точки зрения предлагаемой мною системы, Мировое Древо описывает не одна руна, а целых три. Крона Мирового Древа – это руна Альгиз, ствол – руна Иса, корни – руна Эйваз. Чтобы понять смысл такого описания, стоит остановиться на функции Иггдрасиля в общей структуре Мира. Мировое Древо – это стержень, пронзающий все девять миров, центр каждого яруса. Соответственно три его элемента, о которых мы говорили выше, – центральные стержни каждого из ярусов, соединенные между собой в один.
Следующие три руны – это описание законов этих трех ярусов, то есть то, что находится вокруг стержня. Соулу – это описание законов Верхнего Мира, Йару – среднего, Перт – нижнего. Соответственно с предыдущими рунами, эти составляют естественные пары по порядковому номеру в атте.
Включая элементарную логику, мы обнаруживаем, что из 8 рун остается еще одна пара, причем самая первая в атте. Даже не обладая особыми знаниями рун можно догадаться, что в условиях данной системы, эти две руны обозначают изначальный Хаос, из которого произошел Мир, и который существует вокруг него, а точнее, в котором он существует.
Таким образом, получается следующая картина:
1) Верхний Мир. Правь, мир упорядоченный, мир богов и духов-учителей. Мир мудрости, силы, славы, вдохновения, реализации – руна Соулу. Центр его – крона Мирового Древа, руна Альгиз.
2) Средний мир. Явь, мир проявленный, мир людей и природных духов. Центральный мир, скорее не по значимости (все миры равнозначны и отличаются лишь субъективным восприятием), а как переходная точка. Законы этого мира ритмизированы, логичны, возможны для человеческого осознания – Йару. Центр этого мира – ствол Мирового Древа, руна Иса.
3) Нижний мир. Навь, мир не проявленный, мир мёртвых и изначальных существ, духов стихий. Это мир тьмы, сокрытого, лишь часть его законов человек может осознать – Перт. Познание его возможно лишь через смерть, отчуждение. Центр этого мира – корни Мирового Древа, руна Эйваз.
4) Изначальный Хаос, из которого все произошло и в который все рано или поздно ввергнется. То, в чем существует Мир. Это пара рун – Хагалаз и Наутиз
Теперь немного о порядке рунических пар, описывающих три мира во втором атте. Он обозначает карту пути челвека на пути духовного развития.
Сначала Хагалаз-Наутиз, первоначальный Хаос, что вполне логично. То из чего всё, включая нас с вами, появилось.
Потом Иса-Йару, Средний Мир, тот самый в котором мы находимся. Переход сюда из Хаоса также вполне логичен.
Далее следует Эйваз-Перт, Нижний Мир. Вот тут начинаются некоторые вопросы. Зачем же человеку из Среднего Мира спускаться в нижний, когда есть возможность подняться наверх, туда, куда стремится каждая человеческая душа, то, откуда она черпает вдохновение и силы? Ответ на этот вопрос зависит от понимания того, зачем в принципе нужен такой мир, как Нижний, а как уже говорилось, осознать не проявленное крайне сложно. Это то, почему мудрецы и духовные люди уходят в аскетические уединения в леса или пещеры и то, почему они возвращаются «просветленными». Невозможно войти в Верхний Мир, не пройдя через нижний, невозможно стать упорядоченным, целостным, не познав непроявленное.
И последняя пара Альгиз-Соулу, Верхний Мир. То, к чему стремится и к чему рано или поздно приходит человек на пути своего духовного развития. Только важно понимать, что путь от Нижнего к Верхнему Миру лежит через Средний. После осознания непроявленного, человек смотрит на все уже другими глазами, и это знание ему необходимо для того, чтобы подняться выше. Взгляд на Средний Мир, пройдя Нижний – это часть реализации.
Сигурд, Годорд Скидбладнир
Клуб Runagaldr
Москва 2010 (с)