Просмотрев все существующие системы соответствий Рун Старшего Футарка и Арканов, имеющиеся под рукой у русскоязычного читателя, можно легко обнаружить, что Руны, соположенные с ХХ Арканом, во-1, не повторяются ни в одном случае, и во-2, остаются недостаточно аргументированными. Иными словами, единого мнения (или хотя бы совпадающего у большинства) о подходящем руническом эквиваленте Страшного Суда, не найти. Исходя из этого, я предприняла попытку исследовать уже предложенные соответствия Аркану Суд среди Старшего Футарка, объяснить причины, по которым я нахожу их неубедительными, и, в свою очередь, предложить собственный вариант.
Метод, которым я воспользовалась для сравнительного анализа — формулирование и последующее сопоставление наиболее общих принципов архетипов. Под наиболее общим принципом я понимаю абстракцию: паттерн, форму, обуславливающую способ действия, процесс или, если угодно, поток энергии, организованный строго определенным образом. Все описательные характеристики и образное содержание, наполняющее форму, все акциденции, признаки и свойства, появляющиеся у архетипа, будут рассматриваться исключительно как то, что выражает или не выражает, и как именно выражает эту первоначальную форму, первообраз.
Первым шагом предпринимаемого исследования, безусловно, должно стать определение наиболее существенных, сущностных черт архетипа Суда, к которому путем последовательного перебора мы попробуем приложить несколько Рун.
АРХЕТИП СТРАШНОГО СУДА
Чтобы дать краткую дефиницию архетипа Аркана, обратимся к классикам. Безусловно, в рамках этой статьи невозможно подробно исследовать тексты, глубоко и обстоятельно излагающие оккультную философию, поэтому мои выводы будут даже не укороченным изложением, а лишь выжимкой смысла из их основных идей.
В форме абстрактной и схематической архетип Суда представляет собой вертикально направленное движение, преодолевающее ограничения одного уровня и переходящее на другой, более высокий; движение необратимое и чреватое полной трансформацией того, что движется, совершая этот переход. Понятый таким образом, архетип воплощается в наиболее авторитетной идее того времени и культурного поля — идее воскресения, принимая ее формы, смыслы и существенные признаки. Посмотрим, что из этого получается.
Первое, что мы можем отметить — это противопоставление материального и духовного, плотного и тонкого, проявленного и непроявленного планов. «Покидание уз материи», считает В. Шмаков, это «высшая ступень эволюции человека», на которой происходит «воссоединение с высшими планами».1 Физическое и телесное в этом процессе перерождается: образуется «тело воскресения», в идеальном случае поглощающее и вбирающее в себя физическое тело, как это было в уникальном событии Успения Богоматери.2 Но в обычном процессе воскресает именно это духовное «тело воскресения», а не физическое; то есть происходит перерождение, или «возрождение в духе».
Таким образом, воскресение всегда является движением, во-1, вертикальным и, во-2, необратимо трансформирующим. Г.О. Мёбес называет его «движением вверх», «притяжением к Первоисточнику», в процессе которого происходит «астральное самосовершенствование».3 А. Уэйт видит в Аркане указание на «свершение великих трудов трансформации в ответ на зов Всевышнего», подчеркивая наличие двух источников вертикального перехода: первый — духовный, божественный источник, зов или притяжение свыше, и второй — источник внутри человека, его тяга и устремленность к трансформирующему подъему в сферу тонких энергий.4 Ту же идею детально развивает В. Томберг: с его точки зрения, карта изображает реакцию живых существ на призыв, отклик души на зов, и таким образом воскресение трактуется не как «односторонний акт всемогущества Божьего, но акт, проистекающий из единения двух волеизъявлений — воли Божьей и человеческой», как «результат свободного единения двух свободных волеизъявлений».5 Интересно, что в юнгианско-психологическом ключе эта же мыслеформа приобретает черты «подвига спасения», который может совершить «лишь истинный герой», и воскресение превращается в обретение «истинного облика, освобождения от ложной, уродливой личины, от своих повседневных масок, проявление изначальной, светлой и сияющей небесной натуры», для чего также нужно и согласие свыше — «небесный приговор», «решение в нашу пользу», которое может проявиться как удачное стечение обстоятельств, побуждающее действовать.6
Энергия, рвущаяся вертикально вверх, не может не возбуждать возмущения окружающей среды, и наоборот — чтобы она могла фонтанировать, окружающая среда должна как минимум расступиться, а еще лучше — преобразиться и способствовать. Поэтому Аркан Суд неизбежно заключает в себе смысл перемены, и это не только масштабный духовный подъем и переход с низшего уровня на высший (атманический), но и всевозможные перемены на низшем уровне, во времени и пространстве, в повседневности, в социально-бытовом слое. Они не являются сутью Аркана, но всегда сопутствуют его проявлениям, поэтому их надо рассматривать как последствия перехода, наблюдать их с высокой позиции, с атманического тела, с уровня Высшего Я, тогда их значение будет понятно. Захваченный этим открытием, О. Вирт приписывает Суду смыслы просветления, или понимания, происходящего на ментальном уровне; он толкует знак солнца на лбу Ангела как знак рассудительности, и далее рассуждает об «упорядочении физического хаоса» с помощью «координируещего слова», после чего достигается «истинное просветление», в котором «индивидуальный разум объединяется с коллективным разумом всего человеческого рода».7
Понимание и различение истинности, собственно, и являются основой того, что скрывается за термином «суд», который ни в коем случае нельзя понимать как осуждение, кару или возмездие. В интерпретации В. Томберга Суд становится «таинством вселенского покаяния, включающим в себя всеобщую исповедь и всеобщее отпущение грехов». Он единственный, кто затрагивает эту тему сколько-нибудь всерьез; название аркана «Суд» (le Jugement) В. Шмаков объявляет «вульгарным», в проитивовес «ученому» Resurrectio mortuum (воскресение мертвых). Процесс перехода на следующий уровень обусловлен тем, что индивидуум предпринял для его подготовки, и результат зависит от предваряющих его действий и вложений. Собственно, это и есть карма, обезличенный итог человеческой жизни в пределе, и ее нельзя воспринимать как возмездие Божие, ибо Бог не карает, наоборот — Он «отпускает грехи», т.е. преодолевает карму, но только в случае истинного покаяния, т.е. признания того, что качество и количество внутреннего делания не достаточно. Тем не менее пропуск «наверх» выдается; это и есть акт божественного милосердия, и он совершается лично и направленно, в отличие от кармы.
Любопытно, что в атеистически заряженном советском и постсоветском пространстве господствовала идея Суда как кары и наказания, которую легко вчитывали в христианское богословие любого исторического периода как главенствующую; яркий пример этого можно увидеть у А. Величко.8 И напоследок отметим любопытную психологическую трактовку Суда у В. Лебедько: принципиальное «отсутствие суда», обретение безоценочного состояния в результате перепросмотра, в котором появляются мировоззренческие и ценностные изменения в жизни.9
Почему не Уруз?
Е. Колесов и А. Торстен, отсылая к системе соответствий Т. Виллиса10, располагают Суд (Эон) и Руну Уруз на Древе Сфирот как соответствие пути между Ход и Малхут11, из чего очевидно вытекает соответствие между Уруз и Судом. Беглый просмотр авторских описаний Руны Уруз12 и Аркана Суд13 в качестве пересекающихся смыслов дают новизну, начинания, перемены. Безусловно, это есть и в Уруз, и в Суде, но: в каком контексте? Попробуем разобраться.
В англосаксонской рунической поэме Уруз фигурирует как тур, или бык — «свирепый зверь, сражающийся рогами»14, в норвежской рунопесни упоминается северный олень15. Отсылка к животному миру используется как метафора дочеловеческого, доразумного, инстинктивного, природного, первобытного, стихийного начала, символизируемого Уруз. Любопытно, что в исландской поэме для той же цели служит символ «мороси» — мелкого, изнуряющего дождя, обнаруживающего неумолимость стихии не через ее неистовую ярость, но через бессловесную неуступчивость погоды, вызывающую «злобу пастушью»16. Последняя — отнюдь не пикантный штрих, а важнейшее указание на агрессию, дающую «топливо» для силы сопротивления природной, безличной стихии, на волю к жизни, бытию и становлению, поэтому Уруз — не только и не столько первозданная природная мощь, сколько опыт взаимодействия со стихийной мощью, сформировавшей мироздание. Архетип Уруз репрезентирует себя как приложение личной воли и физической силы для организации окружающей среды в целях выживания.
Уруз — это «неприрученная, дикая сила формообразования, концентрированная «воля к становлению». В качестве таковой, uruz — мать проявленного. Это процесс упорядочивания материи, придающий миру его многозначную, многомерную форму»17. Силу нельзя обуздать и контролировать, но можно обуздать и контролировать себя с помощью самодисциплины, и только тогда можно воспользоваться пришедшей силой. На этом пути могут быть и новизна, и перемены, но разворачивающиеся не как вертикальный подъем от материи к духу, а как преобразование материи ради выживания, что довольно далеко от смыслового поля ХХ Аркана и гораздо ближе к проявлениям Аркана Сила.
Почему не Турисаз?
Еще одна система соответствий Рун и Таро принадлежит Ф. Эльдемурову; он предполагает, что аналогом Суду в Старшем Футарке может оказаться либо Турисаз, либо Хагель (Хагалаз).18 Посмотрим, так ли это?
Архетип Турисаз как наиболее общий принцип можно описать следующим образом: сконцентрированная эмоциональная атака (или импульс). С энергетической точки зрения это луч — мощная концентрация энергии в узконаправленном пучке. В этом определении хорошо сочетается внеличностность Турисаз (мы знаем, что ее магическое действие легко оборачивается на оператора) и ее зашкаливающая эмоциональность. При характеристике Руны невозможно обойтись без таких слов, как конфликт, нападение, ярость, борьба, сопротивление, гнев, агрессия; очевидно, что все названные явления сопряжены с огромными эмоциональными затратами. «Если мир и впрямь возник из столкновения огня и льда, как сказано в Эддах, то именно этот миг и силу этого столкновения олицетворяет руна Турисаз»19. В англосаксонской поэме Турисаз/Torn — шип терновника, жестоко острый, злой и суровый к каждому, кто схватится за него. В материковых рунопеснях Turs указывает на великанов, представителей природного хаоса. Однако, если задуматься, то именно великаны (турсы, ётуны) своей могучей первобытной силой сделали изначальный хаос чем-то пригодным для появления людей. Поэтому в Турисаз есть двойственность: она трудноуправляема и жестока, но является лучшей защитницей; она преодолевает препятствия и ломает границы — но она же возводит непреодолимые укрепления. Мощи хаоса противостоит другая мощь, направленная против хаоса, за укрепление миропорядка.
Р. Кальдера описывает духа Руны как Берсерка, постоянно предающегося бурным эмоциям, на их энергии которых он действует. В древности берсерки перед вступлением в битву распяляли себя гневом и яростью, именно этому служили ритуальные препирательства участников поединка — вызвать у себя (не у противника) достаточной силы и чистоты чувства, используемые как катализатор боевой мощи.
Символ шипа фалличен: проникновение, пронзание, пенетрация — метафоры Турисаз. В исландской и норвежской поэмах упоминаются «муки женщин», «пытка жён» — очевидно, речь идет об утрате девственности и родовых муках, а также о часто имевшей место принудительности или насильственности сексуальных отношений. В эддической песни «Поездка Скирнира» Руна Турисаз используется для того, чтобы заставить великаншу Герд покориться Фрейру, согласившись на совокупление с ним и на принятие в лоно его потомства.
Полагаю, читатели уже заметили, что от архетипа Страшного Суда мы удалились на весьма приличное расстояние; даже если рассматривать работу с Турисаз как исключительно тонкоплановую, то это будет работа с энергией эмоций и с состояниями как порталами: произвольные, управляемые переходы от эмоции к эмоции, от состояния к состоянию. Однако эмоции относятся к астральному телу, в то время как Суд — это, как минимум, атманический уровень: судьбы, высшего Я и высших смыслов. Если искать соответствия Турисаз среди Старших Арканов, то ближе всего к ней Колесница.
Почему не Хагалаз?
Рассмотрим другую предположительно подходящую для сопоставления с Арканом Суд Руну — Хагалаз. В виде абстракции архетипическую сущность этой Руны можно описать примерно так: зародыш изначального (предвечного) совершенства обрушивается на текущее несовершенство и разрушает его — ради прорастания в будущее совершенство. Во всех трех рунических поэмах эту руну называют «холодным» или «белым» зерном — это древнейший образ семени, заключающего прообраз будущей формы того, что произрастет. Э. Торссон определяет Хагалаз как «символ первозданного воссоединения космического огня и льда (двух полюсов мультиверсума) в пробужденном, оплодотворенном семени — космической градине, или «ледяном яйце», из которого рождается Имир20. <…> Хагалаз — это матрица мироздания, схема, по которой триадический корень сознания — Один-Вили-Ве — выстраивает весь мультиверсум.»21 Древнее начертание Хагалаз в виде снежинки, по мнению Торссона, является шаблоном для моделирования всех прочих Рун, и, кроме того, является пиктограммой кристалла, разворачивающегося в трехмерности в твердую, идеально ровную модель вселенной. «Руна Хагалаз, «градина», — это изморось Уруз, принявшая твердую форму; иными словами, это не структурирующая сила, а уже готовая структура» — пишет К. Гундарссон.22 Хагалаз-кристалл символизирует зародыш общей структуры бытия, в скандинавской мифологии эквивалентной модели 9 миров на Древе Иггдрасиль.
Интересно, что изображение в виде снежинки в древности считалось защитным оберегом от града, бывшего стихийным бедствием для посевов. Ф. Асвинн видит в «снежинке» две Альгиз, являющиеся талисманом для счастливой семейной жизни. Возможно, это неожиданное значение основывается на глубокой связи Хагалаз с царством Хелы, с холодом, с мертвыми, с прошлым и предками (которые как раз и обеспечивают защиту традиционной семьи). Всё, что умерло, должно быть уничтожено; всё, что мешает двигаться вперед, достойно смерти — девиз Хагалаз. Она разрушает отжившее ради установления нового порядка и новой ясности. Ф. Асвинн (и не она одна) связывает психологический аспект Хагалаз с подсознательными, вытесненными, теневыми содержаниями, действующими как разрушительные силы, коренящиеся в индивидуальном или даже родовом прошлом субъекта. Искаженные психологические установки на индивидуальном уровне дают искаженные, неистинные мотивации, руководствуясь которыми, человек ввергает себя в неприятности катастрофического масштаба. Под эгидой Хагалаз ситуация обычно разрушается извне, поэтому есть искушение толковать Руну как действие неуправляемых стихийных сил или даже как «божий гнев». Подобная трактовка — не редкость, и она отражает тот же уровень примитивизма, что и определение Суда в качестве наказания за грехи.
Думаю, нет смысла распространяться про Хагалаз дальше, ибо тарологи давно уже узнали энергии XVI Аркана.